Дмитрий Шамов
Life in Japan

Представления о хикикомори в аниме продукции

Подзаголовок

В среде хики, объеденной исключительно интернет пространством, присутствует несколько мифов о самих себе. Эти мифы во многом связанны с тем, каким образом хикикомори представлены в популярном аниме, зрителями которого, являются почти все хикикомори. А их количество по оценкам некоторых экспертов достигает 2млн. человек. Примечательно что еще в начале 2000-х гг., хикикомори появлялись исключительно в крупных городах. В сентябре 2013 года же правительство города Фудзисато в префектуре Акита, сделало заявление что 10% работоспособного населения города – затворники. Молодые люди от 17 до 29 лет. Стоит заметить, что население этого города составляет всего 3729 человек.

Сами хики считают, что рост их количества связан с популярностью  аниме. Поэтому автор полагает, необходимым рассмотреть образ хикикомори  в нескольких наиболее популярных среди японцев аниме-сериалах.

Для примера выбраны такие сериалы как: «Rozen Maiden» («Девы Розена») режиссера Ко Мацуо, первый сезон был запущен в 2004г., второй – в 2006.  «Принцесса-медуза» режиссера Такахиро Омори, выпущен сериал в 2010году. И «WataMote» («Как ни посмотри - вы виноваты в том, что я не популярна») срежисирован сериал  Онума Сином в 2013 году.

Примеры рассматриваются в хронологическом порядке, для того чтобы продемонстрировать изменения отношения к затворникам в японской культуре с течением времени.

     Сюжет «Rozen Maiden», который разворачивается на протяжении 24 серий строится вокруг Дзюна Сакура́да,  четырнадцатилетнего школьника средней школы, который боится выходить из своего дома, улица, голоса одноклассников, и даже школьная форма вызывают у него безотчетный ужас. Все свободное время Дзюн проводит в своей комнате возле монитора компьютера. Никаких планов на будущее не строит. Прекрасно отдает себе отчет в том, что он хикикомори. Родители его работают за границей, что позволяет зрителям осознавать факт тотального  одиночеств.. Дзюн не страдает агорафобией. Социофобия же его приобретенная – она возникла в последствие длительной депрессии, от ощущения чуждости этого мира.

Денег присылаемых ему родителями, Дзюну вполне хватает для осуществления всех необходимых покупок через интернет, а так же на покупку мистических артефактов. Но оплату продуктов Дзюн предпочитает перекладываться на свою сестру Нори, которая пытается заботиться о нем, но безуспешно – ведь Дзюн сторониться контакта с ней.

Однажды Дзюн покупает несколько фарфоровых кукол сделанных одним мастером. Куклы оказываются, во-первых живыми, во-вторых обладающими некими магическими последствиями. И в общении с этими куклами Дзюн не испытывает психологических проблем.

Стоит заметить, что куклы сделаны английским мастером но имеют японские имена: Суйгинто, Канария, Суйсэй Сэки, Со́усэй Сэки, Си́нку, Хина Итиго, Киракисё. Каждая из кукол является ссылкой на европейский исторический или культурный период. В соответствии с порядком перечисления имен – это Раннее Средневековье, Итальянское Возрождение, Высокое Средневековье, Просвещение, Викторианская эпоха, Модерн, Постмодерн.

Каждая из кукол одержима идеей стать некой загадочной Алисой, значение и статус которой в аниме объясняется лишь тем – что она стоит над остальными куклами. В попытке достичь статуса Алисы куклы разворачивают войну в доме у Дзюна, что нарушает его размеренное существование. Привязываясь к куклам сильнее чем к кому бы то ни было из людей, и пытаясь остановить их войну, Дзюну приходиться искать способы решения своих проблем за пределами своего дома. Более того, понимания необходимость своего дальнейшего развития как члена японского общества, который сможет обеспечить куклам достойную жизнь, Дзюн возвращается в школу.

Аниме ясно рисует картину пагубности жизни хиккикомори и необходимость ее преодоления. Интересно, что это преодоление возможно только как осознание своей ответственности перед другими. Интересным представляется, тот факт, что примером такой ответственности становится жизнь выдуманных кукол. Это может оказаться режиссерским приемом, который можно проинтерпретировать следующим образом: для выхода из состояния хиккикомори необходимо чудо, применение магии. Сил обычных людей недостаточно.

Аниме - сериал «Принцесса Медуза» выпущен спустя шесть лет после окончания «Дев Розена». Проблема затворничества в этом сериале занимает фактически все пространство, при этом автор не осуждает хикки, а подтрунивает над ними. Главная героиня Цукими – отаку (распространенное среди поклонников аниме определение крайней степени фанатизма). Она приезжает в Токио из провинции для того чтобы стать аниматором. Не считая самой поездки, Цукими не способна находится среди людей, и все время проводит за монитором компьютера изобретая  анимационных персонажей. Цукими селиться в пансион, который смело можно называть «сообществом хикикомори». Ведь все жильцы предпочитают не выходить из своих комнат, работают на дому, называют себя «монахинями», так как существование даже в разных личных комнатах с мужчинами, здесь считается неприемлемым. Из-за асоциальности всех героинь, они все время попадают в комичные для зрителя ситуации. Ощущение ужаса от столкновения с посторонними людьми автор передает с юмором. В конечном итоге в пансион проникает переодетый в женщину мужчина любовь к которому заставляет главную героиню начать выходить на улицу. Правда исключительно в ночное время и только туда, где совершенно безлюдно.

Аниме наделяет каждого хикикомори пансиона двумя чертами. Первая: абсолютно все они отаку и зависят от аниме продукции. Вторая у каждой затворницы, есть некое фанатичное увлечение помимо аниме и манги, к примеру: медузы, Эпоха Троецарствия, пожилые мужчины, куклы).

Автор не позиционирует своих персонажей как нечто особенное – они вполне привычные для него японки. Нет ничего удивительного в существовании пансионата для затворников. Все проблемы этих девушек по настойчивому требованию режиссера, можно видеть только в отсутствии интимных отношений. Но автор уверен, даже в случае появления таковых – они не могут излечить хикикомори.

Главная героиня не вызывает у автора раздражения или сочувствия, лишь иронию. Аниме сериал, настойчиво пытается довести до зрителя одну мысль: нет ничего угрожающего для Японии в существовании хикикомори. При должных условиях они могут работать. Развитая служба интернет-доставки и электронных денег позволяет затворникам обходится без посторонней помощи.

Для режиссера анимационных сериалов в 2010 году хикикомори – норма, а не особенное явление.

Похоже, и отношение автора к хикикомори в анимационном сериале «Как ни посмотри - вы виноваты в том, что я не популярна», в основе – снова героиня, а  не герой. Она увлечена компьютерными играми для девочек. И Этим ограничивается вся сфера ее интересов. Разговаривать с людьми, которые не являются членами ее семьи она не может Но испытывает в этом потребностью. Аниме повествует о попытках героини  Томоко хоть как-то наладить свою социальную жизнь. Однако из-за замкнутости, некоторой циничности и детской непосредственности все эти попытки оборачиваются целой чередой забавных злоключений или неловких ситуаций.

При просмотре этого произведения зритель испытывает два чувства: жалость к героине и досаду насчет ее глупости. Поскольку весь опыт социальной жизни Томоко ограничивается аниме и отомэ-играми (играми эротического содержания), она часто пытается действовать в соответствии с принятыми в них стереотипами, однако подобный подход не приносит ничего хорошего. И все время на каждую свою новую неудачу в попытке общения с кем либо, Томоко заявляет миру: «Это ваша Вина! Я не виновата!». 

Автор подводит зрителя к пониманию того, в какой сложной иерархической системе находится японское современное общество, какие высокие требование оно предъявляет рядовой взрослеющей девушке и как трудно эти требования выполнять. И вину автор, возложил на каждого из нормально социализированных японцев, за то, что отклонения от такого рода социализации, японское общество относит к психическому нездоровью. По мнению автора -  это не так. Это современная Япония не здорова, и она рождает новую форму болезни культуры.

Жанр можно отнести к комедии положений. Стоит заметить, что японская оценка этого аниме значительно выше, чем европейская. В первую неделю выхода DVD-дисков, продажи побили рекорды продаж осеннего сезона 2013 года. Такой интерес среди японского населения к проблемам социофобов, к чувствам которые испытывает изгой общества, еще раз обращает внимание на актуальность темы затворничества в современной Японии.

В первом из приведенных примеров герой смог снова войти в социум, благодаря волшебным куклам, в следующих двух примерах нет места волшебству – и нет места для излечения. Авторы оставляют открытым вопросы о том почему хикикомори существуют (хотя косвенно обвиняют масс–медиа, компьютерные игры, интернет-зависимость), а так же каким образом они могут быть излечены. 

Не одно из представленных произведений не рассматривало затворника с точки зрения японских норм поведения, морали, духа коллективизма. Только с точки зрения его индивидуальной трагедии. Ведь затворничество хикикомори лишь отчасти добровольное. Оно не делает его счастливым. И является следствием психологических проблем, чьи корни уходят глубоко в социальные отношения.

Хикикомори представлены в аниме – не как объекты жесткой сатиры и высмеивания, а как люди, нуждающиеся в сочувствии. Именно юмор, с которым их поведение изображают авторы, свидетельствует о противоречивости феномена японского затворничества.

 

Автор статьи: Остапова Валерия