Дмитрий Шамов
Life in Japan

Японские фонари Торо

Подзаголовок

Японские фонари Торо (произносится как То-ро, с ударением на каждый слог) считаются одним из основных элементов японского сада.

Фонари пришли в Японию, как и многие другие вещи, из Китая, где их предшественниками были котлы для приготовления мяса животных, постепенно эволюционировавшие в сосуды для возжигания ароматных трав и в осветительные приборы.

Но, в отличие от китайцев, японцы стали изготавливать их не из металла, а из камня.

Прототипами фонарей Торо стали ритуальные курительницы благовоний, которые помещали перед залом Будды.

Вначале их стали использовали как обычные переносные светильники и ставили для освещения вдоль дорог, ведущих к храму.

В период Муромати японские фонари получают широкое распространение. В это же время среди японцев стремительно развивается культура чайных церемоний.

По правилам церемоний, чаепитие должно было проводиться в специальных чайных садах, украшением которых и стали японские фонари Торо.

С тех пор японский фонарь перестал быть исключительно религиозным атрибутом и из прибора для освещения постепенно превратился в скульптурное украшение и важный символ японской культуры.

Отличительной особенностью японских фонарей является их необыкновенная форма, разнообразие очертаний, орнаментов, украшений.

В Японии можно встретить светильники как обычной, так и витиеватой формы.

Сейчас в основном известны пять видов японских каменных фонарей торо: Юкими, Орибе, Касуга, Ямадоро, Оки. Каждый из них имеет свой неповторимый облик и связан с определенным историческим периодом, садовым стилем, а также местом первого изготовления, известными личностями и многим другим.

Орибе-торо – или фонарь мастера Орибе, имеет очень интересную легенду относительно своего происхождения. Легенда гласит, что мастер чая Орибе жил в одном из буддийских храмов в начале XVI века. В те времена исповедовать христианство было опасно, но мастер Орибе был христианином, и в нижней части ножки каменного фонаря он вырезал распятие.

Эта часть фонаря всегда была закрыта листьями растений. Поскольку Орибе был мастером чая, то фонарь располагался рядом с каменной чашей-цукубаем, из которой брали воду для чайной церемонии.

По традиции, мастер чая подходил к цукубаю и опускался на колени на камень перед ним, становясь лицом к фонарю, стоящему за чашей. Никто не мог заподозрить мастера Орибе, что в тот момент буддийского ритуала он обращался к своему богу.

Правда это или нет, сейчас сказать трудно, но фонарь мастера Орибе с барельефом в виде очень условной человеческой фигуры в нижней части всегда ставиться рядом с цукубаем, недалеко от чайного домика. Нижняя часть опоры фонаря утопает в зелени, скрывая от глаз то, что на ней изображено.

Касуга-торо – фонарь на круглой в сечении опоре с резным орнаментом на подставке светильника, а также в верхней и нижней частях самой опоры. Сильно загнутые вверх углы шестигранной крыши говорят о его связи с южной японской или даже китайской культурой. Его часто ставят напротив или рядом со входом в дом или беседку, а также такие фонари могут представлять собой симметричную пару.

Ямадоро-торо – фонарь, состоящий из грубо обработанных камней. Он откровенно асимметричен и представляется древним, вросшим в землю и покрытым мхом. Его высота не превышает 1 метра. Четырехгранная камера светильника имеет одно сквозное круглое отверстие. Ставится в сырых и темных уголках сада, идеально, если он со временем покроется мхом и лишайником.

Очень хорош в композициях с таким же грубо обработанным каменным изогнутым мостом через ручей, в месте, где ветки деревьев и высокий кустарник образуют полумрак даже в солнечные дни.

Оки-торо – самый маленький. Этот фонарь, как и все его собратья, имеет четко определенное место в саду. Фонарь Оки устанавливают на галечных отмелях в водоемах или на краю совсем маленьких прудов.

У этого типа фонаря вовсе отсутствует опора, иногда даже подставка камеры светильника или опорный камень. Его общая высота не превышает 40 см., но может быть еще меньше, в зависимости от размера водоема и отмели, у которого его установили.

Юкими-торо – «фонарь любования снегом». Самый распространенный вид фонарей.

От всех других каменных фонарей он отличается большой плоской крышей. Место рождения этого фонаря можно определить по названию: область, где выпадение снега представляется весьма редким явлением, которое и побудило японцев к созданию японского фонаря с большой плоской крышей, на которой снег таял бы не так быстро, и им можно было бы успеть полюбоваться.

Такие фонари имеют, как правило, три или четыре опоры, которые заглубляются в землю или опираются на большой береговой камень.

Фонарь Юкими чаще всего ставят на островах, где растут сосны или можжевельники, на камнях, нависающих над водоемом, на крутых мысах, но всегда возле воды, что бы он имел еще и возможность отражаться.

В Россию первый японский фонарь, правда, не каменный, а бронзовый, привез после путешествия в Японию в 1891 году цесаревич Николай (будущий царь Николай II). Этот фонарь был подарен ему в одном из храмов Киото, доставлен в Россию, затем хранился в коллекции подарков двора, а в 1903 году занял место в коллекции Эрмитажа.