Дмитрий Шамов
Life in Japan

Самурайская любовь

Подзаголовок

Сюдо — традиционные гомосексуальные отношения между взрослым мужчиной и юношей, были распространены среди мужественных самураев со средних веков до XIX века.

Гомосексуализм был в Японии с древних времен.

 

В какой-то мере любовь между мужчинами считалась у японцев чистой формой любви.

В отличие от Запада, секс в Японии не рассматривался с точки зрения морали, а скорее с точки зрения удовольствия. Гомосексуализм никогда не считался грехом в японском обществе и религии и не ограничивался конкретными правовыми запретами. Японское общество не было христианским, поэтому японцев никогда не терзало и не терзает чувство греха.

В синто нет прямо сформированных моральных установок, место представлений о добре и зле занимают понятие чистого и нечистого. Поэтому понятие греха здесь совсем иное.

Доступные источники по гомосексуальному поведению в древней Японии в основном литературные. Они содержат гомосексуальные ссылки начиная примерно с 10 века. Ни синтоизм, ни японская интерпретация конфуцианства и буддизма не содержат никаких запретов гомосексуальной любви.

Буддийские монастыри были центрами ранней гомосексуальной активности в древней Японии. Довольно много монахов считало, что их обет целомудрия не применяется к отношениям с людьми одного пола.

Легендарный основатель мужской любви в Японии Кукай, так же известный как Кобо Дайси, основатель буддистской школы Сингон, принёс из Китая вместе с учением Будды уроки мужской любви. Гора Коя, где до сих пор расположен храм Кобо Дайси, была центром мужской любви вплоть до нового времени.

Однополая любовь из буддийской среды монашества распространилась на военное сословие, где она была обычным делом для молодых самураев с более опытным мужчиной.

Молодой самурай был его возлюбленным на протяжении многих лет. Они были распространены в самурайской среде со средних веков до XIX века. Название является сокращением от вакасю:до (— путь юноши). Термин сюдо появился примерно в 1485 году, придя на смену использовавшемуся ранее слову "тюдо", описывающего любовные отношения между буддистскими бонзами и их послушниками.

Учение сюдо нашло отражение в японской литературе, такой как Хагакуре ("Сокрытый в листве") и других самурайских текстах.

Практика сюдо пользовалась большим уважением и поощрялась, особенно у самурайского класса. Считалось, что сюдо благотворно действует на юношей, уча их достоинству, честности, чувству прекрасного. Сюдо противопоставлялось женской любви, которую обвиняли в размягчении мужчины.

Много исторической и художественной литературы периода расцвета Сюдо восхваляло красоту и бесстрашие мальчиков, следующих сюдо. Современный историк Дзюнъити Ивата составил список 457 произведений XVII и XVIII веков, относящихся к эротической педагогике.

По мере роста силы и влияния торгового класса, некоторые аспекты практики сюдо были переняты средними классами, и гомоэротические выражения в Японии начали более тесно связываться с путешествующими актёрами театра Кабуки, именуемыми тобико (порхающие мальчики — эвфемизм для проституток).

Во времена Эдо (1600—1868) актёры театра Кабуки (юноши-актёры, играющие женские роли, назывались оннагата), часто подрабатывали проституцией за пределами сцены.

Кагема — мужчины-проститутки, работающие в специальных борделях кагемадзяйя (чайные дома кагема). Кагема и актёры театра кабуки пользовались популярностью у тех, кто стремился практиковать мужскую любовь.

С началом эпохи Мэйдзи и ростом влияния западной культуры христианская мораль начала влиять на культуру Японии и привела к практическому исчезновению регламентированных гомосексуальных отношений к концу XIX века.

Военный режим Мэйдзи тому способствовал - ориентир на западный стиль жизни.