Дмитрий Шамов
Life in Japan

История японского кинематографа

Подзаголовок

В 1899 были созданы первые видовые и игровые фильмы, были зафиксированы на плёнку спектакли театра кабуки. В 1900 в Китае были сняты события Ихэтуаньского восстания (1899—1901), которые положили начало документальному кино. Скоро появился первый стационарный кинотеатр в 1903 в Токио, а через 5 лет была построена первая киностудия.

Игровое кино Японии развивалось в двух направлениях: «гэндайгэки» — фильмы о современности (центр производства в Токио) и «дзидайгэки» — фильмы, построенные на материале истории и фольклора.

Традиции театра сильно повлияли на становление Японского кинематографа: актёры играли в театральной манере, женские роли исполняли мужчины, ленты снимались с одной точки.

Вскоре, в 1909 стал выходить первый журнал по вопросам кино—«Кацудосясинкай» . В 1910-х гг. в фильмах режиссёра Сёдзо Макино появилась первая «звезда» японского кино — Мацуиоскэ Оноэ. Спустя 2 года все мелкие компании объединились в «Нихон кацу-досясип кабусики кайся» («Никкацу»).

Во 2-й половине 10-х гг. начался отход от традиций театрального искусства: кинематограф активи­зировал поиски средств собственной выразительности. Со становлением японского киноискусства связано имя теоретика кино Норимаса Каэрияма и режиссёра Эйдзо Танака. Каэрияма в 1918 организовал Ассоциацию киноискусства, которая положила начало движению за «чистую кинодраму». Он настаивал на применении титров, на реалистичной манере исполнения, широком привлечении актрис, изменении методов съёмки и пытался реализовать это в своих картинах.

Режиссер Танака в фильме «Живой труп» (1918), «Галантерейная лавка Кёя» (1922) стремился показать реальную жизнь и искал методы осуществления естественности, а в фильме «Танец смерти» (1923) впервые в японском кино в женских ролях снял актрис.

В Исследовательском киноинституте, созданном в 1921году, начали деятельность многие крупные японские режиссёры: Генри Котани, Кёхико Усихара, Дайскэ Ито, Ясудзиро Симадзу.

В 1923 центр Японского кино переместился в город Киото. Это способствовало расцвету «дзидайгэки» и «кэнгэки» (динамичные фильмы, близкие по ритму к американскому вестерну).

Кино стало активно развиваться.

В фильмах «кэнгэки» выросли талантливые исполнители, среди которых выделяются Цу-масабуро Бандо и Дэндзиро Окоти. Режиссёр Ясудзиро Одзу отличался реалистичностью показа жизни мелкой буржуазии.

Во 2-й половине 20-х гг. началось знакомство с теорией и опытом советского кино. В 1929 был основан союз японского киноискусства пролетариата («Прокино»). Его активными деятелями стали Гэндзю Саса, Акира Ивасаки. Деятели «Прокино» снимали хроникальные и рисованные фильмы. Одновременно родилось и направление «кэйко эйга» (тенденциозные фильмы). В них критиковалось социальное устройство страны, обличалась жестокость капиталистического общества. В связи с фашизацией страны к 1934 репрессии и аресты задушили движение «Прокино», а цензура (введённая ещё в 1925) покончила с производством «кэйко эйга».

Звук был впервые применён в ленте «Родина» (1930, Мидзогути), а с появлением фильма «Соседка и жена» (1931, реж. Госё) звук окончательно утвердился на экране. Появление звука в кино привело к перестройке всей кинопромышленности. В 1937 была создана компания «Тохо» и по примеру Голливуда возникла система продюсеров.

В 30-е гг. Япония активно начала готовиться к войне, поэтому часть кинопродукции составляли милитаристские ленты. Но фильмы ведущих японских режиссёров были далеки от военной пропаганды, отличались общей гуманистичной направленностью. В фильмах Одзу подробно воспроизводились быт и нравы мелкой городской буржуазии. В своих грустных, лиричных, пронизанных мягким юмором лентах режиссер рассказывал о взаимоотношениях родителей и детей, о крушении иллюзий, о необходимости взаимопонимания. К теме японской семьи также обращались Госё, Симадзу. В их произведениях сложился жанр «сёмингэки»: фильмы о простом народе. Этот сентиментальный и мелодраматичный жанр стал излюбленным в японском кино.

Произошли изменения и в «дзидайгэкн». Режиссёры стали освобождаться от помпезности, на материале истории жизнь народа теперь показывалась реально, критиковалась современная действительность.

Значительные изменения в Японском кинематографе произошли в связи с приходом к власти мили­таристов. В 1935 была организована киноассоциация великой Японии, которая способствовала фашизации кинематографа. Вновь активизировались цензура. Политическая пропаганда проникла в художественное и документальное кино. Все эти тенденции были закреплены в 1939 законом о кино. Производство художественных фильмов сосредоточилось в компаниях «Сётику», «Тохо», «Дайэй». В годы второй мировой войны мастера японского кино пытались уйти от тем современности в историю.

Война дала сильный толчок развитию документального кино.

После войны руководство японского кинематографа перешло к Сектору управления гражданской информации и образования, созданному при штабе американской оккупации войск. Первым возродилось документальное кино.

Возникшие в начале 50-х гг. небольшие компании заложили основу «независимого» кинопроизводства. Вокруг этих компаний объединились многие режиссёры. Возник независимый прокат. В движении «независимых» активно участвовали многие кинематографисты.

В 50-е гг. японский кинематограф вышел на первое место в мире, по выпуску фильмов (1958 год — 504 картины).

В эти годы старшее поколение режиссёров продолжало разрабатывать жанр «сёмингэки». В своей строгой манере продолжал снимать фильмы Одзу.

В 50-е гг. «дзидайгэки» вновь вышли на экран: ставились фильмы, разоблачавшие идеологию самурайства.

Расширившееся ко 2й половине 50х гг. производство фильмов привело к введению системы показа двух фильмов за один сеанс, и создались условия для прихода нового поколения режиссёров.

В начале 60-х гг. в японском кинематографе стали проявляться первые признаки кризиса. Его главная причина — развитие ТВ, регулярные передачи которого начались в 1953. Не помогли ни широкий экран, впервые установленный в 1957, ни широкоформатные ленты, демонстрировавшиеся с 1961. Резко сократилось производство картин, закрылись многие кинотеатры, в прокате выросла доля зарубежного кино (60% импорта — ф. США). Катастрофически упало число зрителей. Кризис производства привёл к резкому падению художественного уровня фильмов. Наиболее популярным становится жанр «якудза эйга» — фильмы об организованной преступности. Массовым стало производство «пинк эйга» («розовых» фильмов), дешёвых поделок, главными в которых стали эротичные эпизоды.

На смену популярным фильмам о монстрах, которые ставили в 50—60-х гг., пришли фильмы «паники» и «катастроф. По-прежнему сохраняют популярность «фильмы о женщинах».

После нескольких лет перерыва вновь приступил к активной работе знаменитый режиссёр Куросава. С целью вывести кино Японии из тупика в 70-х гг. делалась ставка на производство крупных постановочных фильмов. Характерным для 70х гг. становится повторная экранизация лучших фильмов и выпуск серийных фильмов. Также больших успехов в 60—70гг. достигло документальное и научное кино.

Мультипликационное кино, возникшее ещё в 20е гг., обрело широкую популярность во всём мире благодаря фильмам в стилистике У. Диснея, выпускаемым с 1958 компанией «Тоэй». Значительно интереснее фильмы мастеров мультипликации, работающих в маленьких студиях, опирающихся в своих поисках на традиции японской карикатуры.

В 70х гг. производство и прокат японского художественного кино, фильмы сосредоточились в руках «Большой четвёрки». Этот период можно назвать периодом сотрудничества. Кинематографисты Японии охотно участвуют в совместных проектах с режиссёрами других стран.

Кинематограф продолжает развиваться, мир меняться, и Японские фильмы остаются быть своеобразными, своеобразным зеркалом своей культуры. В японском кинематографе, создававшимся в 80х гг., многие режиссёры, такие как Ёсимидзу Морита, Кадзуки Омори, Юн Итикава стремятся показать человеческую разобщенность в своих фильмах.

В 90х гг. создаётся большое количество научно-популярных фильмов, развивается кинодокументалистика и мультипликация.

В настоящее время мы больше слышим о кинематографе Японии, не как о премьерах новых фильмов, а больше как о новых, вышедших в прокат или появившихся в интернете, мультфильмах, сделанных в стиле Анимэ. Такой жанр создания мультипликационного кино заразил своей фантастичностью всё нынешнее молодое поколение.

Что же касается фильмов, как таковых, то кино создаётся в большинстве случаев для телевидения, что затрудняет новым молодым кинематографистам осуществлять свои творческие планы.

Между тем интерес к лучшим произведениям кинематографа страны восходящего солнца не угасает. Сейчас нередко проводятся недели японского кино, делаются ретроспективы лучших кинематографистов, а режиссёры продолжают работать над новыми шедеврами.

Искусство восточных стран – всегда дело «тонкое». И не стоит упускать шанс ощутить себя зрителем неповторимых японских фильмов. Нужно ходить в кино или в крайнем случае истользовать поисковик torrent для того, чтобы найти, посмотреть, понять и почувствовать всю самобытность японкого кино как классического, так и современного.